Хуже, чем полвека назад
«Я внимательно слушал отчет PAS после двух лет правления, там так много говорится об инфляции, об обвале ВВП, о торговом дефиците, о тарифах, об обнищании народа… Но сейчас я приведу только одну цифру: 88 000 человек, это люди, которые умеют и хотят работать дома, но уехали [из Молдовы] за эти два года правления PAS» — прокомментировал ситуацию экс-премьер Влад Филат.
Убыль населения – проблема, которая возникла, безусловно, не за эти два года. В течение 30 лет после развала СССР молдаван стало в 1,5 раза меньше, благодаря чему в 2021 году в нашей стране жило на 600 тысяч человек меньше, чем в далёком 1960-м — всего 2,9 миллиона (а по другим данным – 2,6 миллиона).
Максимальная убыль жителей наблюдается в Приднестровье. С 90-х население региона уменьшилось в 2,4 раза. «Такими темпами мы исчезнем, как нация» — считает экономический эксперт Вячеслав Ионицэ.
Причины происходящего просты: высокая смертность в сочетании с низкой рождаемостью (с 2011 по 2015 годы смертность была даже выше рождаемости), эмиграция и временный выезд из страны «на заработки» — кстати, последних больше всего, по оценкам социологов это около 1 миллиона человек.
Кроме того, темпы убыли населения нарастают, ведь только за последние 8 лет из страны навсегда уехало 260 тысяч человек.
Дорогие мои старики…
Больше половины нашей страны живёт в сёлах, и убыль населения заметнее всего именно там: с 2014 по 2022 год постоянное население сёл сократилась на 13,3%.
По данным Нацбюро статистики от прошлого года, из всех регионов страны небольшой прирост населения зафиксирован только в Кишиневе, а наименьшая убыль – в пророссийских Бельцах и Гагаузии. В Гагаузии же самое молодое население в Молдове, каждый пятый ребёнок до 15 лет живет именно тут.
«Мы сталкиваемся с рядом демографических сложностей, численность населения страны сокращается, а население в целом — стареет. Тенденции показывают, что после 2030-2040 годов более половины населения будет старше 50 лет. Мы должны подготовиться к новой демографической реальности», — констатировал министр труда и социальной защиты Алексей Бузу.
Сейчас почти четверть населения страны – люди пенсионного возраста.
По данным министра, во время правления партии PAS минимальная пенсия была увеличена почти в два раза. «Данные показывают, что бедность среди пожилых людей снижается», — отметил Бузу. Однако министр не пояснил то, что бедность сокращается не из-за роста пенсий, а из-за статистической убыли стариков по естественным причинам. Да и росту пенсий в 2 раза соответствовала инфляция в 13,9% в 2021 и 28,7% (по некоторым данным – около 34%) в 2022 году. Повышение пенсий было фактически «съедено» ростом цен.
И снова о цифрах
Если обеспечивать пожилым достойную и комфортную старость правительство не спешит, то думать над перспективами трудовых резервов приходится.
Минимальная зарплата в стране с начала 2023 года – 4000 леев (в 2022 году – чуть боле 2935 леев). И это при том, что на многочисленных забастовках прошлого года люди требовали поднять «минималку» хотя бы до 5000 леев.
Ниже или чуть выше этого выстраданного минимума зарабатывают 25% молдаван – от 3 до 5 тыс. леев, 15% граждан зарабатывают и того меньше — менее 3 тыс. леев. Треть населения держится «на плаву» — Нацбюро статистики сообщило, что от 5 до 10 тыс. леев получают аж 33%.
При этом 25% граждан работают неофициально, а зарплату в конвертах получают и того больше – около трети занятого населения. Это – головная боль правительства PAS, ведь на теневой сектор экономики указывают не только внутри страны: эксперты из ЕС называют эту проблему одной из основных причин, тормозящих столь желанное для политиков вступление в еврозону.
Как считает эксперт аналитического центра Expert-Grup Стас Мадан, высокая доля «чёрных зарплат» — следствие неудовлетворённости соцпакетом, который предоставляется в довесок к официальным зарплатам, а так же нежелание платить налоги. А чем меньше налогов, тем сложнее начислять и находить резервы для роста пенсий. Замкнутый круг.
Миграция и геополитика
События 2022 года не добавили радужных красок ситуации с миграцией. Опасаясь развернувшейся на границе войны и ухудшения экономической ситуации, многие уехали из страны – и оказались не так уж и не правы.
Молдову наводнили не только украинские беженцы, но и украинские товары, которые поставили под удар национальную экономику и смешали карты местным сельхозпроизводителям. Уже месяц бастующие на улицах столицы аграрии пытаются всеми правдами и неправдами выбить у государства субсидии на то, чтобы сохранить свои производства. Пока удалось вытянуть только часть, которой, по словам представителкй ассоциации «Forta Fermierilor», недостаточно для того, чтобы уберечь мелких и средних фермеров от банкротства.
Правда, уехать из Молдовы стало не так-то просто: содержание крупнейшего аэропорта остаётся под вопросом, из страны ушли почти все авиаперевозчики, а те, кто остался, задерживают рейсы, завышают цены на билеты – в общем, делают всё, чтобы вызвать недовольство граждан. Яркий пример – недавняя двойная накрутка за детские места на рейсе Fly one.
С авиацией связан и недавний скандал, в ходе которого гражданин Таджикистана застрелил пограничника, который запретил ему въезд в страну. Правительство Речана последовательно выходит из соглашений СНГ, сведений о преступниках в соседних государствах наши силовики не получают, и определяют право на въезд в Молдове «на глазок», а не на основе оперативных сводок. Это грозит в будущем неконтролируемым ростом преступности с одной стороны, и возможным «железным занавесом» с другой, уверены наши сограждане.
«Не собирался уезжать навсегда из Молдовы. А вот когда нас эвакуировали на травку, и когда стало известно, что человек стрелял из пистолета в пограничника, узнав, что его не пустили в Молдову, я задумался. К нам не пускают многих. Ко мне не могут приехать родственники и друзья. Я не могу выехать за границу, даже на отдых в Турцию, — а вдруг меня на родину обратно не пустят. Смотрите, до чего PAS с их президентом довела — люди хватаются за оружие», — поделился один из провожавших родственников в день трагедии в аэропорту, который пожелал остаться анонимным.
Это будем уже не мы?
Помимо того, что правительство не решает такие застаревшие проблемы, как низкие и неофициальные заплаты, оно ещё и продолжает запугивать население и «закручивать гайки». В числе этих мер – принятый в этом году закон о сепаратизме и ряд поправок в нормы, регулирующие деятельность силовиков. Согласно этим поправкам любой мирный митинг может быть квалифицирован как антиправительственный – а там и последствия не заставят себя ждать. Поэтому нашим соотечественникам приходится жить в атмосфере страха и ограничений – или уезжать в поисках лучшей доли.
Руководство PAS очень хотят быть, как Европа – и хотя бы в чём-то им это удалось – имеем в виду общеевропейскую тенденцию старения коренного населения. Правда, нашей стране приток арабов и африканцев вряд ли грозит: с такими зарплатами мы вряд ли будем лакомым кусочком для мигрантов. Но правительство понимает, что буквально через 5-10 лет в стране просто некому будет работать, и пытается привлечь рабочую силу из-за границы другим путём. Уже приняты поправки в законы, отменяющие необходимость визы и вида на трудоустройство для граждан ЕС и ряда других развитых страны, которые приезжают в Молдову на срок до 3 месяцев.
И если к 2030-2040 годам больше половины населения нашей страны будет старше 50 лет, не исключено, что к середине века в нашей стране останутся только гагаузы, если им удастся выйти на естественный прирост населения – или будут жить уже не молдаване вовсе.