В конце августа фоном, если не сказать, что почти незаметно прошла новость о том, что апелляционный суд подтвердил расторжение двух договоров между министерством культуры и православной церковью Молдовы (ПЦМ) на право пользования богослужебным имуществом, а именно:
— «договор о сотрудничестве в области охраны и использования церковных памятников истории и культуры, заключенный 4 января 2003 года между Министерством культуры и Митрополией Молдовы»;
— «договор о передаче в пользование и обязательстве по охране монастырей в статусе памятников истории и культуры национального значения, заключенный 10 сентября 2008 года между Министерством культуры и туризма и Митрополией Молдовы».
Таким образом, ПЦМ фактически лишили государственной поддержки в случае необходимости ремонта исторических зданий и, в целом, лишили права занимать эти здания.
После чего в ряде СМИ появилось сообщение о том, что «священники Республики Молдова теперь свободны переходить в Бессарабскую митрополию Румынского Патриархата».
Свято место пусто не бывает
Православную церковь Молдовы лишили права занимать исторические здания, конечно, не просто так. Вслед за новостью о лишении ПЦМ прав на имущество появилась информация о том, что новым владельцем и распорядителем зданий станет Бессарабская митрополия (БМ).
Вопрос о получении церквей и монастырей был поднят ещё в январе, на встрече румынского патриарха с председателем молдавского парламента Игорем Гросу. И спустя полгода дело было решено.
Отмотаем назад. У Румынской православной церкви, к которой относится и БМ, сложные отношения с Москвой с момента разделения церквей – 1992 года. В это время деятельность БМ, замороженная в Советском союзе, была возобновлена.
«Московский патриархат, однако, не одобрил такой шаг. И вскоре Синод РПЦ запретил Пэдурару (Петру) в служении. А страна в итоге получила тлеющий религиозный конфликт, который длится уже тридцать лет. На практике это не раз выливалась в то, что бессарабские священники выгоняли молдавских из церквей», — пояснил профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) Владислав Петрушко.
В 2001 решением Европейского суда по правам человека Бессарабская митрополия была зарегистрирована в Молдове, а через несколько лет впервые обвинила Молдавскую метрополию в том, что она используется государством в политических целях и назвала ее «оккупационной структурой».
В 2007 году священный синод русской православной церкви официально осудил создание отделений румынской православной церкви на территории Молдовы и Украины. В январе 2008 года в Москве президент Молдовы Владимир Воронин и патриарх РПЦ Алексий II выступили с критикой политики Румынского патриархата на территории Молдавии.
С тех пор противостояние внутри патриархатов продолжается именно в политическом ключе.
Украинский сценарий
Похожая на молдавскую ситуация сложилась в Украине, где православных священнослужителей изгнали из престижных зданий и старинных церквей, заменив решением «сверху» на других священников. В мае прошлого года 7 Собор украинской православной церкви даже удалил все упоминания из своего устава о связи с Московским Патриархатом, но гонения на священников на этом не прекратились.
ПЦМ в свете этих событий сделала «политически неверный» шаг, призвав общественность обратить внимание на то, что государственная власть вмешивается в дела церкви в Украине.
«Епископат Православной Церкви Молдовы категорически осуждает антиканоническое вмешательство Константинопольского Патриарха Варфоломея, предоставившего «Томос об автокефалии» так называемой «Православной Церкви Украины», искусственно созданной в результате слияния двух раскольничьих структур, что в свою очередь абсолютно ничем не способствовало восстановлению единства и мира среди украинских христиан, но напротив только спровоцировало еще более тяжкие последствия для всего Вселенского Православия», — говорится в официальном заявлении синода.
Румыния нам поможет
Между тем, в нашей стране продолжается насаждение всего румынского, которое началось с символического, но важного жеста – исключения из Конституции страны самого упоминания о молдавском языке как пережитке «советского имперского прошлого». В пользу этого решения, кстати, официально выступила и Бессарабская митрополия. А в прошлом году национальный телеканал «Молдова-1» отказался транслировать приуроченную ко Дню Кишинева литургию ПЦМ в Христорождественском соборе — главном храме в стране.
В этом контексте логично звучит воззвание митрополита Петру (глава БМ) «О неканоничности структуры Русской церкви».
«Кишиневская митрополия, церковно-оккупационная структура Московского патриархата, продолжает дезинформировать общественное мнение, <…> искажая действительность. Эта ситуация обозначает имперские рефлексы, боязнь потерять влияние в обществе, непрозрачность правды <…> и неумение вести конструктивный диалог в интересах православия», — уверен глава Бессарабской Митрополии.
В конце июня БМ официально сообщила о готовности принять в юрисдикцию «всех клириков и верующих, желающих находиться под омофором церкви нации». И это заявление удивительно совпало с тем, что митрополит Кишиневский Владимир освободил от должности и запретил в служении четырех священников (возможно, и больше, но официально речь шла о четырёх). Как сообщили сами опальные клирики, «есть несколько причин, которые очень нас возмущают, но многие священники просто боятся об этом говорить. Церкви облагаются огромными налогами. Мы практически брошены на произвол судьбы, у нас нет никакой поддержки, ни медицинских страховок, ни гарантий от Пенсионного фонда».
На этом фоне переход в поддерживаемую властью Бессарабскую митрополию выглядит для ряда священником реальным способом выжить.
Новые раскольники?
Не прибавляет оптимизма и то, что в поддержку ПЦМ выступает ряд оппозиционных сил, включая бывших президентов Молдовы Воронина и Игоря Додона.
«Я, как пятый Президент Республики Молдова, мои соратники в Партии социалистов и все мои сторонники продолжим поддерживать Православную Церковь Молдовы — единственную каноническую структуру территории нашей страны, и её правящего архиерея — митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира» — сообщал Игорь Додон в своём телеграм-канале.
По словам экспертов, несмотря на то, что политические позиции ПЦМ выглядят слабее, руководство страны поступает необдуманно, поддерживая Бессарабскую митрополию.
«Потенциальный союзник выбран крайне неудачно. Прорумынскую церковную структуру поддерживает ничтожно малое количество людей», — отмечает заместитель директора Института Европы РАН, религиовед Роман Лункин.
По словам Лукина, Бессарабская митрополия насчитывает 104 прихода, это в десять раз меньше, чем у Православной церкви Молдовы.
По словам религиоведа, разворачивающийся сценарий очень похож на страны Балтии, где государство стало активно влиять на умы через церковную жизнь.
Так, в октябре Министерство внутренних дел Эстонии потребовало от митрополита Таллинского высказаться против России, в противном случае ему бы грозила депортация.
Политолог Виктор Жосу и вовсе считает, что Молдова движется «по украинскому сценарию».
«Молдова, вслед за Украиной, может стать очередной сферой духовной войны США и их марионеток с Россией как центром православного мира. В своем противостоянии с Россией Соединенные Штаты Америки открыли отдельный «фронт боевых действий» против Русской Православной Церкви», – отмечает эксперт в своем материале для Traditia.md.
На портале bloknot-moldova.ru прошло голосование, которое подтвердило слова теологов и религиоведов: молдаване понимают, что в стране назревает религиозный раскол.
У политиков нашей страны впереди президентские выборы, на которых им нужна не только внутренняя, но и международная поддержка, ради которой они готовы пойти даже на искусственное нагнетание напряжения в обществе. У простой Молдовы впереди зима и очередная угроза остаться без света и тепла, новый виток роста цен и другие события, в которых зачастую только вера может поддержать дух граждан. А в чью церковь за поддержкой они пойдут, покажет лишь время.