Воскресенье, 23 ноября, 2025
ДомойАналитикаУнионизм или аншлюс по-румынски

Унионизм или аншлюс по-румынски

В нашем далёком от совершенства мире ничего не бывает постоянным. Как говорили древние греки: «Всё течёт, всё меняется». Политическая карта планеты Земля тоже время от времени подвергается изменениям. Одни страны на ней появляются, другие с неё пропадают. Последний процесс происходит не так часто, поэтому и помнят о нём, как правило, довольно долго. И зачастую говорят о ликвидации государств в негативном аспекте. Например, в марте 1938 года гитлеровские войска согласно плану «Отто» вторглись в Австрию, а состоявшийся вскоре, как в Третьем рейхе, так и в Австрийской республике, «плебисцит» с результатом 99% «узаконил» вхождение Австрии в состав Великой Германии. В истории это событие объединения народов двух немецких держав было обозначено, как «Аншлюс», то есть «Союз». Однако, с тех самых пор изначально безобидное немецкое слово изменило смысл, приобрело ярко негативный окрас, и его стали связывать исключительно с силовым решением территориального вопроса, то есть с «Оккупацией». Но, оказывается, аншлюс в наше время можно организовать и мирным, дипломатическим способом. Такие изменения границ допускаются соглашениями, подписанными в Хельсинки 1 августа 1975 года по итогам Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Именно на Хельсинские соглашения и опиралась сенатор Румынии Диана Шошоакэ, внесшая в румынский Парламент ровно через 85 лет после аншлюса Третьего рейха и Австрии, 31 марта 2023 года, законопроект об «Объединении Молдовы и Румынии». Возможно ли это на практике, и что такой «Союз» может принести молдаванам - в нашем материале.

Две Румынии.

С начала 90-х годов в румынском обществе активно продвигается доктрина «Великой Румынии» («Romania Mare»). Идея эта подразумевает, в первую очередь, включение в состав страны территорий когда-либо принадлежавших либо Молдавскому княжеству, либо Королевству Румыния.

Таким образом, значительную роль «Великая Румыния» отводит присоединению Республики Молдова, территория которой до 1812 года входила в состав Молдавского княжества, а с 1918 по 1944 гг. находилась в подчинении у румынского королевского двора.

Идеология «Великой Румынии» не признаёт существование ни молдавского государства, ни молдавского народа, ни молдавского языка, ни молдавской истории и культуры. Ещё в 1994 году румынский президент Ион Илиеску заявлял, что Молдова – это «искусственная страна, созданная советскими коммунистами».

«Румыны не признают молдаван как самостоятельный народ. Доктрина молдовенизма признана в Румынии угрозой национальной безопасности», — говорит молдавский политик и журналист Дмитрий Чубашенко.

С практической же точки зрения политика «Великой Румынии» проводится, например, путём активизации в Молдове организаций, связанных Румынской православной церковью, поддержки унионистских партий и движений. Кроме того, осуществляется совместная деятельность силовых структур Молдовы и Румынии в соответствии с молдавско-румынским Планом, который был составлен ещё в 2010 году. А вот, свежий пример. С 23 октября по 3 ноября 2023 года в Молдове прошли совместные учения молдавских и румынских военнослужащих.

«В Румынии распространено мнение, что рано или поздно объединение обязательно произойдёт. Но пока оно преждевременно, а нынешний этап можно использовать для своего рода экономической и политической колонизации Молдовы», — считает историк и политолог Дмитрий Офицеров-Бельский.

«Политическая элита Румынии считает Молдову «Вторым румынским государством», которое однажды должно исчезнуть, объединившись с первым румынским государством», — констатирует Д.Чубашенко.

Впрочем, и некоторые молдавские политики давно считают Молдову румынской территорией. Так, недавний кандидат в примары Кишинёва от унионистской Либеральной партии Ион Пуриче заявил, что при нём молдавская столица «станет румынской крепостью».

А вот, что сказал другой кандидат на должность главы кишинёвской администрации, депутат молдавского парламента от правящей партии PAS Лилиан Карп: «Мы один народ, одна нация мы говорим на одном языке. Итак, теперь мы два румынских государства, но мы одна страна».

То, что в голове румынского гражданина и молдавского парламентария Румыния и Молдова – одно и то же, это понятно. Но как понимать тезис про «два румынских государства»? Что это, ФРГ и ГДР? А может, Республика Корея и КНДР? Причём ещё далеко не ясно, какая из «двух Румыний» Северная Корея, а какая Корея Южная…

Великая Румыния прошлого.

Теория «Великой Румынии» начала осуществляться на практике после окончания Первой мировой войны. Тогда в наследство от потерпевшей поражение Австро-Венгерской империи Королевству Румыния достались Северная Буковина и Трансильвания. А от охваченной революционными событиями России румыны получили правобережную часть бывшей Бессарабской губернии.

Боевые действия на Восточном фронте немецко-румынских частей, начатые в июне 1941 года, добавили к территории Румынии большую часть Одесской области и небольшой кусок Николаевкой области Украинской ССР. Таким образом, территория нынешней Молдовы оказалась в составе вновь образованной румынской провинции Транснистрия, что в переводе с румынского означает «Приднестровье».

Между прочим, руководство современной Румынии долгое время отказывалось подписывать с независимой Молдовой договор о государственной границе. Официальный Бухарест мотивировал это тем, что Молдова является наследницей части границы бывшего СССР.

«Кто может представить себе, что глава румынского государства подпишет договор, который узаконивал бы Пакт Молотова — Риббентропа?», — заявил 15 мая 2009 года президент Румынии Траян Бэсеску.

Но румынский лидер, очевидно, забыл, что границы в послевоенной Европе, устанавливались не советско-германским договором 1939 года, а соглашениями, подписанными представителями союзных держав – СССР, США и Великобритании — на Потсдамской мирной конференции летом 1945 года.

Именно тогда и был нанесён удар по «великорумынским» амбициям, в результате чего Королевство Румыния утратила Северную Буковину и Транснистрию, которые перешли под советскую юрисдикцию.

В самой Румынии тогда об объединении этнических румын-молдаван пришлось забыть. Однако, «знамя борьбы» за «Великую Румынию» подхватили диссиденты из Молдавской ССР.

Левый румынский национализм.

После окончания Второй мировой войны и присоединения Бессарабии к СССР на территории Молдавской ССР действовало несколько подпольных антикоммунистических организаций, исповедовавших идеологию объединения румын в едином государстве (панрумынизм).

Унионистская организация «Лучники Штефана» была основана молодыми преподавателями из города Сороки и их учениками в августе 1946 года, занималась в основном националистической и антисоветской агитацией и была ликвидирована органами МГБ через несколько месяцев.

Активную вооружённую партизанскую борьбу со сталинскими партийными функционерами, колхозными активистами и милицией, главным образом в районах городов Бельцы, Оргеев и Унгены, вели на рубеже 40-50-х годов прошлого века крестьяне из «Чёрной армии» и группы Филимона Бодиу. Целью этих действий также было вхождение Бессарабии в состав Румынии и избавление от коммунистов.

В самой же Румынии тогда, естественно, ни о каком панрумынизме и унионизме и не помышляли. В послевоенном Королевстве шёл процесс утверждения во власти Коммунистической партии, действующей по указке Москвы. 30 декабря 1947 году отрёкся от престола последний румынский король Михай I, и Румыния стала Социалистической Республикой (СРР).

Но, если коммунист Георге Георгиу-Деж, которого называли «румынским Сталиным», действовал строго с инструкциями Кремля и в духе пролетарского интернационализма, то сменивший его коммунист Николае Чаушеску резко изменил национальную политику СРР.

Вот как характеризует правящую партию социалистической Румынии молдавский и румынский писатель и политолог, с 1990 года постоянно живущий в Румынии Василе Эрну: « Румынская коммунистическая партия, как это ни парадоксально, была правого толка и националистическая. Доктрина партии, выработанная в 60-70-х годах, была образцом национализма и шовинизма».

Население Румынии времён Н.Чаушеску активно пропитывалось духом «величия». В этом же идеологическом направлении воспитывалась и румынская молодёжь. Румынам всеми возможными методами пытались доказать, что они наследники «Великого Рима» и легендарного молдавского господаря Штефана чел Маре.

В 1967 году на экраны Румынии вышел художественный фильм «Даки», повествующий о героизме румынских предков в их борьбе с Римской империей. На следующий год появилось продолжение ленты «Даки» — «Колонна». В этом сиквеле речь идёт уже о том, как покорённые, но не павшие духом даки, помогают римлянам строить города и крепости и сражаются вместе с ними против соседей — варваров.

В 1975 году был снят двухсерийный исторический фильм «Штефан Великий-1475 год», посвящённый 500-летию победы молдаван над турками в битве при Васлуе. Сценарий фильма написал румынский писатель Михай Садовяну по своему же роману-трилогии «Братья Ждер». К слову, именем лауреата Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» М.Садовяну названа одна из улиц кишинёвского района Чоканы.

Эпиграф же к фильму «Штефан Великий-1475 год» принадлежит самому Н.Чаушеску: «Наш народ никогда не становился на колени и сражался всякий раз, когда ему приходилось защищать свою национальную принадлежность. Фигура Штефана Великого – символ этой борьбы нашего народа».

В области международной политики Румыния времён Николае Чаушеску, даже находясь в «социалистическом лагере» и входя в состав гражданского Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) и военной Организации Варшавского договора (ОВД), также проявляла относительную самостоятельность. Например, Румыния была единственной страной-членом СЭВ и ОВД, официально осудившей вторжение советских войск в Афганистан в 1979.

Проигнорировала социалистическая Румыния и бойкот СССР и её союзниками Летних олимпийских игр в американском Лос-Анджелесе в 1984 году. Вот только реализовать идеи унионизма и панрумынизма в те времена СРР по понятным причинам не могла.

Молдавские унионисты в СССР.

Роль проводников идеологии «Великой Румынии» в годы правления Николае Чаушеску, как и в 40-х-50-х годах, взяли на себя молдаване из брежневского Советского Союза.

В Молдавской ССР тогда действовала антисоветская подпольная организация «Национально — патриотический фронт Бессарабии и Северной Буковины», добивавшаяся выхода Молдавии из состава СССР.

Одним из руководителей Фронта был молодой преподаватель Кишинёвского государственного университета Георге Гимпу, приговорённый за свою политическую деятельность в 1972 году к 6 годам колонии строго режима. Кстати, бывший председатель Парламента РМ и лидер унионистской Либеральной партии Михай Гимпу – младший брат известного молдавского диссидента.

Именно Георге Гимпу 27 апреля 1990 года во время народной манифестации поднялся на крышу здания Верховного Совета Молдавской СССР (сейчас здесь офис Президента Молдовы), снял советский флаг и водрузил румынский триколор.

Кстати, памятник на могиле лидера унионистского и антисоветского движений Г.Гимпу, погибшего в автомобильной катастрофе в 2000 году, сделан в форме карты Румынии.

Вот только не очень понятно, как молдавские либералы — антисоветчики 70-х годов собирались адаптироваться в Советской Румынии, в стране имевшей самое большое в мире количество членов Коммунистической партии на душу населения, и спецслужбу «Секуритате» — самый жестокий карательный орган в тогдашней Европе.

В следующей статье мы подробнее поговорим об условиях, при которых может состояться молдавско-румынская уния. А также попробуем представить, какие последствия для населения Молдовы можно ожидать от политики румынизации и панрумынизма.

Популярные статьи

Популярные статьи