Грядущие осенние выборы в Парламент РМ ещё до начала избирательной компании многими в Молдове и за её пределами были названы «эпохальными», то есть определяющими по какому пути будет двигаться страна в ближайшие четыре года – по европейскому или по какому-либо ещё. Поскольку в Молдове, в отличие от соседней Румынии, собрание депутатов играет решающую роль, то вполне объяснимо и пристальное внимание национальной и международной общественности к выборам «слуг народа». Интрига нынешних выборов вполне очевидна и предсказуема – за победу и парламентское большинство будут биться две силы – правая прозападная партия PAS и левый «Патриотический блок», который многие именуют «пророссийским».
Предвыборную кампанию обе группировки начали соответственно раскладам. «Мы доказали, что умеем достигать поставленных целей: мы вырвали страну из рук олигархов, привели к власти первое честное парламентское большинство и начали реальные изменения. Следующий шаг – самый важный: вступление в Европейский Союз», – заявил председатель партии власти и спикер Парламента РМ Igor Grosu на мероприятии у столичного театра оперы и балета.
Вице-лидер PAS и парламентский вице-спикер Doina Gherman произнесла ещё более решительные слова: «Молдова стоит с прямой спиной, и наш общий долг – сделать всё, что от нас зависит, чтобы она оставалась такой. Я так горжусь тем, как Республику Молдова воспринимают во всем мире! Нас действительно уважают, нас слушают и даже восхищаются нашим мужеством и решимостью. Мы не можем и не хотим снова стать анонимной точкой на карте, о которой пишут только плохое. Хватит! Мы не вернемся в прошлое!».
Избирательная кампания на противоположном фланге стартовала за пределами Кишинёва – у стен основанного в XV веке монастыря Căpriana, где установили сцену и светодиодные экраны на которых демонстрировалась символика блока «Патриотического блока» – звезда, серп, молот и сердце. В транслируемом видеоролике была подвергнута критике деятельность правящей партии PAS и даны обещания договориться о поставках газа по цене не выше 8 леев за кубометр, запустить проекты по развитию сёл и городов. Лидеры Блока, как и их противники, были также полны решимости.
«В этом монастыре веками возносились молитвы за нашу страну. Отсюда мы начинаем путь к возрождению Молдовы», – произнесла глава партии «Сердце Молдовы» и бывший башкан Гагаузской автономии Ирина Влах. «Сегодня, в начале XXI века наше с вами общее будущее в нашей же собственной стране под большим вопросом. Молдова стоит на пороге исторической катастрофы. Это дело рук антинародной политической силы, той кучки предателей, которые сначала обманом захватили власть, а затем узурпировали всю систему государственной власти. Жёлтая клика временщиков, дилетантов, изменников и непрофессионалов унижает и целенаправленно уничтожает наш суверенитет, наш нейтралитет, разбазаривает остатки оставшихся социальных благ, намеренно загоняет страну и людей в долги, нищету, отчаяние. Пришло время нам с вами дать отпор этим наглецам, самозванцам, загоняющим молдавский народ в кабалу. Это наш последний и решительный бой с тёмными силами зла», – вторил соратнице экс-президент Молдовы и главный коммунист страны Владимир Воронин.
Но, как известно, агитация в Молдове, как и везде, это не больше, чем агитация. Исход же голосования в стране во многом зависит от того, как подействует эта агитация на диаспору и, соответственно, как проголосуют молдаване, проживающие за пределами территории, находящейся под юрисдикцией официального Кишинёва. Ведь Республика Молдова – государство весьма уникальное.
Поскольку история распорядилась так, что как минимум треть граждан страны, а значит и избирателей, находятся либо за границей, либо в непризнанной Приднестровской Молдавской республике (ПМР). В этой части аналитического материала мы обсудим, как власти современной Молдовы соблюдают права «левобережных» молдавских избирателей.
Всё меньше и меньше.
Практически всё население, проживающее на территории ПМР, является не только гражданами своей непризнанной республики, но и обладателями паспортов Республики Молдова. А это значит, что приднестровцы имеют точно такие же законные права участвовать в электоральном процессе, как и обитатели Правого берега Днестра.
Согласно последним данным Центральной избирательной комиссии, из общего числа 3 миллионов 299 тысяч 396 избирателей, зарегистрированных в Государственном регистре, 277 094 граждан с правом голоса проживают в населенных пунктах Приднестровья.
Ещё 15 августа этого года Верховный совет ПМР направил в Парламент РМ обращение с просьбой открыть для приднестровцев 41 избирательный участок для голосования на парламентских выборах, которые пройдут 28 сентября.
«В адрес депутатов поступают многочисленные обращения от граждан и неправительственных организаций, обеспокоенных информацией о возможном сокращении числа избирательных участков для граждан Молдовы, живущих в Приднестровье. При этом как аргумент приводится якобы низкая явка на прошлых выборах. Этот довод не соответствует действительности», – говорилось в заявлении законодательного органа Приднестровья, которое также было адресовано ООН, Совету Европы, руководству Евросоюза и другим международным структурам.
Стоит отметить, что в последние несколько лет количество участков для голосования жителей с Левого берега Днестра неуклонно сокращалось. Так, если на парламентских выборах 2019 года таких участков было 47, то на досрочных выборах в Парламент через два года их стало же 41 (столько, сколько в Тирасполе просили открыть и сейчас). А на президентских выборах 2024 года мест для голосования приднестровцев осталось уже только 30. Всего же во втором туре последних выборов президента Молдовы проголосовало 26 260 избирателей из ПМР, то есть около 10% от общего числа приднестровских избирателей и 1,5% от общего количества проголосовавших по всей Молдове.
Такие низкие электоральные показатели не столько вина, сколько беда «левобережных» избирателей. Ну, сами посудите, если жителю с Правого берега в день голосования достаточно просто дойти до избирательного участка, расположенного в шаговой доступности, то приднестровцу, чтобы опустить бюллетень в урну требуется преодолеть немалое расстояние, поскольку вблизи его дома в ПМР по Конституции РМ организовывать участки запрещено. Вот и приходится несчастному приднестровцу тратить драгоценное время и дополнительные средства, чтобы реализовать своё конституционное право. Много, в итоге, в Приднестровье наберётся желающих голосовать на молдавских выборах?
А если ещё и сокращать количество пунктов для голосования и размещать их ещё дальше от домов приднестровцев, то можно ли вообще рассуждать о «явке» избирателей с Левого берега?
«На президентских выборах в 2020 году было около 31 тысяч голосов граждан с Левобережья Днестра, на парламентских выборах в 2021 году – около 28 тысяч, во втором туре президентских выборов 2024 года – около 26 тысяч. Таким образом, в среднем получается около 28 тысяч. Если избирательный участок, согласно Кодексу о выборах, создан на 3 тысячи избирателей, соответственно, мы должны открыть 10 избирательных участков», – прокомментировал планы дальнейшего сокращение пунктов для голосования заместитель председателя ЦИК Pavel Postica.
Кроме того, официальный Кишинёв выражал обеспокоенность «нездоровым интересом» Тирасполя к предстоящим выборам молдавских депутатов. «Откуда такая любовь к молдавской политике? Трудно объяснить, особенно учитывая, что ни один конкурент на выборах фактически не может проводить информационные кампании и предвыборную агитацию на Левом берегу Днестра. Ведь прежде чем говорить о реализации права голоса, необходимо говорить и о праве конкурентов на выборах ездить и вести предвыборную агитацию, общаться с гражданами Молдовы. Понимаю, что кто-то будет сравнивать это с диаспорой, но даже в диаспоре организуют встречи с кандидатами», – говорил P. Postica.
В то же время, глава Бюро реинтеграции РМ Roman Roșca напомнил о нарушениях, допущенных на тех участках, где осенью 2024 года голосовали жители Приднестровья. «Тирасполь не соблюдает положения законодательства и Конституции Молдовы, поэтому мы не можем говорить о демократическом и свободном избирательном процессе в регионе. На прошлых выборах мы были свидетелями организованного и несвободного голосования среди избирателей, живущих в приднестровском регионе. А наша миссия – проводить честные и свободные выборы. Отсюда должно исходить и число избирательных участков, которые утвердит Центризбирком», – подчеркнул R. Roșca.
Тем не менее, молдавский Центризбирком принял решение организовать на парламентских выборах 2025 года на подконтрольной Кишинёву территории не 10, как изначально запланировал, а аж целых…12 избирательных участков для приднестровцев. По два участка открыли в городе Rezina и селе Varnița, один пункт голосования обустроили в кишинёвском лицее «Gheorghe Asachi». Остальные участки – в сёлах в периметре Зоны безопасности.
Заложенная под страну бомба.
Через три дня после того, как молдавский Центризбирком принял решение об открытии для приднестровцев 12 участков для голосования на выборах в Парламент РМ, Президиум Верховного Совета ПМР направил новое обращение властям Молдовы и к 17 международным организациям, подчеркнув, что почти 300 тысяч жителей с Левого берега Днестра, имеющих молдавское гражданство, фактически лишены конституционного избирательного права.
В свою очередь, Министерство иностранных дел ПМР выступило с официальным заявлением о том, что международные организации проигнорировали дискриминацию избирателей Приднестровья: «Отмечаем отсутствие должной реакции на эту вопиющую ситуацию, связанную с массовым нарушением прав человека, со стороны международных участников, прежде всего ОБСЕ».
О нарушении универсального права человека избирать и быть избранным и о дискриминации по территориальному признаку говорил и глава приднестровского внешнеполитического ведомства Виталий Игнатьев на встрече с исполняющей обязанности главы миссии ОБСЕ в Молдове Изабеллой Хартман (Isabella Hartman). Кроме того министр рекомендовал данной международной организации отказаться от пассивного созерцания процесса и перейти к активным действиям.
«Молдавские власти не просто не желают слышать мнение приднестровцев, они опасаются этого мнения. Решение о сокращении числа участков – политизированное и ангажированное. Никто не вправе ограничивать права и свободу людей. Так считаю не только я, а и международное право, которое гарантировало эти права. Поэтому ситуация вопиющая и требующая реакции мирового сообщества», – подчеркнул В.Игнатьев.
Вообще из европейских организаций за права приднестровских избирателей открыто вступилась лишь Рабочая партия Венгрии, входящая в состав Партии Европейских Левых. «Считаем, что открытие лишь 12 участков для приднестровцев дискриминационным по отношению к людям, готовым принять участие в решении общегосударственных проблем Республики Молдова. Более того, выражаем убежденность, что именно через подобные шаги формируется климат взаимного доверия, столь необходимый для окончательного урегулирования приднестровской проблемы. Сокращение избирательных участков для жителей Приднестровья является прямым нарушением избирательного законодательства и Конституции страны с её набором базовых гражданских прав. Подобной сегрегации, превращающих жителей Приднестровья в граждан второго сорта, нет места в современной Европе! Особенно удивительно, что подобное происходит в стране, претендующей на вступление в ЕС. И совершенно позорным является тот факт, что многие европейские либеральные лидеры поддерживают кишиневский режим, позволяющий себе подобные вопиющие нарушения!», – говорится в заявлении партии.
В самой же Молдове активную позицию против избирательной дискриминации жителей ПМР заняла лишь левая оппозиция, и в первую очередь, Партия социалистов РМ (PSRM).
«Действия молдавских властей подрывают независимость избирательных органов и превращают процесс выборов в «имитацию демократии». Такие действия подрывают не только внутреннюю легитимность выборов, но и международный авторитет Молдовы как государства, претендующего на демократические стандарты и интеграцию в Евросоюз. Когда социалисты находились у власти, мы, как и предыдущие правительства, исходили из простого и очевидного принципа: два берега Днестра – это одна страна, один народ. Мы делали всё возможное для укрепления связей и восстановления единства. Сегодня же Майя Санду и её партия сознательно проводят политику сегрегации. Это не просто дискриминация – это преступление против собственного народа. Мы спрашиваем: о каких «европейских ценностях» смеет говорить госпожа Санду, если 10% граждан нашей страны выбрасываются из избирательного процесса по конъюнктурным соображениям? Более того, ограничение избирательных прав приднестровцев бьёт не только по их свободе, но и по легитимности будущего парламента. Уже сегодня создаются основания для оспаривания выборов в международных судах, и за это прямую ответственность несёт правящая клика. Когда решающими станут несколько процентов голосов, а именно эти проценты и отнимаются у граждан, то под сомнение ставится легитимность всего парламента, правительства и самой государственности Молдовы. Это заложенная властью бомба под страну», – говорится в заявлении PSRM, адресованном международным организациям и дипломатическим миссиям, аккредитованным в Молдове.
Ко всему вышесказанному стоит добавить, что и минимальное количество избирательных участков, открытых для приднестровцев не гарантирует свободного доступа жителей Левого берега Днестра к урнам для голосования, находящимся на Правом берегу реки. Достаточно вспомнить инцидент, случившийся 3 ноября 2024 года, в день второго тура президентских выборов. Многие в Молдове и за её пределами ещё не забыли, что тогда молдавская полиция под предлогом подозрительной коробки у подозрительного мужчины перекрыла мост, соединяющий приднестровскую Рыбницу с молдавской Резиной. Поэтому многие избиратели из ПМР так и не смогли реализовать своё электоральное право. О том, какие «палки в колёса» вставляли власти Молдовы представителям молдавской диаспоры в прошлогоднюю предвыборную кампанию и какие препятствия устраивают в кампанию нынешнюю, мы поговорим в следующей статье.