Суббота, 22 ноября, 2025
ДомойАналитикаЕвропейский Союз в роли спонсора коррупции в высших эшелонах молдавской власти

Европейский Союз в роли спонсора коррупции в высших эшелонах молдавской власти

Третий закон диалектики Гегеля (закон «отрицания отрицания») гласит, что новое существует до тех пор, пока его не заменит более новое, которое, в свою очередь, также устареет и будет заменено другим новым. Таким образом, немецкий философ Георг Гегель (Georg Hehel) утверждал, что развитие общества идёт по спирали, и всегда повторяется одно и то же, но на новом качественном уровне. Вот, например, в Молдове коррупция существовала всегда, её независимая республика унаследовала ещё с советских времён, модернизировала и усовершенствовала. Считается, что своего пика коррупционные процессы достигли в период так называемого «Захваченного государства», когда теневой правитель и лидер Демократической партии Владимир Плахотнюк организовал массу схем, с помощью которых ограбил и без того очень бедную страну. С тех пор Молдова и её население не стали богаче, но у людей в какой-то момент появилась надежда, что грядут перемены к лучшему. Поскольку образованная и харизматичная Maia Sandu и её партия PAS пообещали организовать настоящий крестовый поход против молдавских коррупционеров. Именно на волне декларированной борьбы с коррупцией нынешний президент вместе с PAS и заручились 5 лет назад поддержкой электората и встали у руля власти. И вот теперь, в год проведения в Молдове многое определяющих парламентских выборов, оказалось, что «проевропейские» правящие элиты не только не справились с обещанной задачей победить в стране коррупцию, но и наоборот вывели этот разлагающий все сферы жизни процесс на новый, доселе недосягаемый уровень. Не помогли в борьбе с отечественной коррупцией и западные рецепты, которыми пытались, на словах, конечно, пользоваться евроинтеграторы. Получилось прямо, как в известной юмореске Михаила Жванецкого, когда наш препарат, в отличие от швейцарского аналога не только не борется с болезненным микробом, но и успешно с ним сотрудничает. Причём, многие эксперты отмечают, что европейские партнёры, щедро одаривая молдавских друзей материальными благами, делают всё, чтобы Молдова ещё надолго оставалась под властью «проевропейских» коррупционеров и всё больше и больше увязала в коррупционном болоте. Свежее тому доказательство – правительственный проект «Бюджет Plus», который предусматривает резкое увеличение молдавского бюджета за счёт выделенных Евросоюзом финансов. В Молдове этот проект назвали «предвыборным» и возвращающим страну в тёмные времена В. Плахотнюка. Почему? Давайте разберёмся.

Удержаться у власти любой ценой.

7 апреля 2025 года Парламент РМ одобрил в первом чтении законопроект «Бюджет Plus» об увеличении годового бюджета Молдовы на почти 8 миллиардов леев. Такое существенное вливание в государственную казну стало возможным благодаря первому траншу от Европейского Союза в рамках реализации так называемого «Плана экономического роста Молдовы». Согласно данному проекту ЕС собирается до 2028 года вложить в молдавскую экономику 1,9 миллиардов евро. 1,5 миллиарда из этой рекордной суммы составляют кредиты, остальные 400 миллионов – гранты.

«План экономического роста Молдовы» был утверждён Европейской комиссией ещё в октябре 2024 года, а 11 марта этого года Европейский парламент проголосовал за выделение нашей стране запланированной суммы. Стоит обратить особое внимание на то обстоятельство, что европейский программный документ делает акцент на создание в Молдове сотен тысяч новых рабочих мест, развитие производств, выпускающих продукцию, идущую на экспорт и, как следствие, двукратное увеличение средних зарплат по экономике – до 27 тысяч леев.

«Ну, и что в этом плохого?», – спросит читатель. Молдавскую экономику, прозябающую на протяжение долгих лет, надо развивать. Но в том то и дело, что правительственный проект «Бюджет Plus» стоимостью 8 миллиардов леев, основанный на европейской программе «План экономического роста Молдовы», имеет к экономике весьма отдалённое отношение.

«77% дополнительных расходов – это текущие расходы и лишь четверть – капитальные вложения. То есть большая часть денег пойдёт на рост пенсий и зарплат бюджетникам», – на такое интересное обстоятельство обращает внимание экономический эксперт Veaceslav Ioniță.

Вот, конкретные цифры. Около половины увеличившихся расходов бюджета (3,7 миллиарда леев) направят на энергетику, главным образом, на компенсации роста тарифов на энергоносители.

Ещё 3,8 миллиарда леев из «Бюджета Plus» пойдёт на так называемые «проекты экономического роста». Например, 2 миллиарда власти закачают в Фонд регионального и местного развития. А именно, европейские средства направят на благоустройство кишинёвских дворов, ремонт 200 километров региональных дорог, закупку спецмашин для вывоза мусора и ремонт столовых в тысяче молдавских школ.

«Я ожидал от поправок в бюджет фундаментального подхода, а именно расходов, которые стимулировали бы развитие основных кластеров экономики. Ремонт школ и дорог – это всё, конечно, необходимо, но не затрагивает экономику структурно», – говорит экономист Victor Ciobanu.

«Это предвыборный бюджет. Когда мы говорим о кредитах и грантах, которые мы будем использовать в предвыборный период, у меня очень неприятное ощущение. Будут политические конъюнктурные решения. В Молдове есть куча незавершенных зданий и сооружений, которые стали строить из-за политического распределения денег. Политическое распределение денег – самое неразумное», – убеждён V. Ioniță.

«У меня дежа-вю времён Плахотнюка, когда перед выборами в каждом селе нужно было сделать по километру асфальтированных дорог, а если не хватало денег на асфальт, сыпали щебёнку», – вспоминает V.Ciobanu.

Ещё большие воспоминания о самых коррумпированных в молдавской истории временах Владимира Плахотнюка возникли 23 апреля после пресс-конференции, которую провели спикер Парламента РМ Igor Grosu (он же лидер правящей партии PAS) и министр социальной защиты РМ Alexei Buzu. Тогда чиновники анонсировали государственную программу «Пасхальные подарки», согласно которой порядка 230 тысяч молдавских семей, в том числе семьи из диаспоры, имеющие детей до 5 лет, должны получить единовременную материальную праздничную помощь в размере от 1,5 до 5 тысяч леев. На эти цели из всё того же европейского проекта «Бюджет Plus» должны выделить 470 миллионов леев.

Практически все политики и эксперты, не связанные с правительственной PAS, обвинили власти в «предвыборных подачках», то есть в электоральной коррупции.
«Сегодня, когда вышел дуэт главы правящей партии и министра труда, я увидел много сходства с периодом Плахотнюка. Тот же грубый популизм последних месяцев накануне выборов. Многие провалившиеся реформы периода правления PAS скоро покроются предвыборной пылью в глазах избирателей. Та же провальная экономика. Сейчас я с большим сожалением отмечаю, что спустя 5 лет политический класс, дававший много обещаний о том, что все кардинально изменится, в предвыборный год действует в традиционном молдавском стиле», – заявил бывший вице-спикер молдавского парламента Alexandr Slusari, который вспомнил как члены его партии «Платформа DA» в союзе с членами PAS обвиняли руководителя Демократической партии В.Плахотнюка в социальных выплатах накануне выборов.

«Партия PAS копирует Плахотнюка, даже в предвыборных подачках, только теперь это называется «добрые дела». Всё, что PAS критиковала во времена «захваченного государства» – подачки перед выборами, помощь определенным категориям людей, манипуляции с государственными деньгами – все это они делают и сами. Только называют по-другому и думают, что народ не заметит. PAS берет деньги в долг за границей, раздает подачки, а платить по счетам придется всем гражданам», – разоблачает политику властей лидер «Нашей партии» Renato Usatîi.

«Ежегодно примэрия Кишинева помогает людям денежной поддержкой. Есть разные категории людей, которые получают эту помощь. Ежегодно более 20 тысяч человек пользуются этой материальной помощью. Но ни я, ни примар не выходим на трибуну, чтобы громко кричать о том, что мы предоставляем помощь», – говорит заместитель главы управления медицинской и социальной помощи столичной администрации Vladimir Bolocan.

Даже в Демократической партии Молдовы, которую раньше возглавлял В. Плахотнюк, и которая сейчас называется Европейская социал-демократическая партия (PSDE) выразили крайнее недоумение по поводу «Пасхальных подарков». «Не будем забывать, что то же правительство PAS в первый же год отменило ежегодную пасхальную помощь пенсионерам 700 леев, упомянув при этом, что они «не подают милостыню». Но сейчас, перед выборами, они вдруг изменили свою позицию, что наглядно демонстрирует цель этой «благотворительной акции». В то же время мы видим, что европейские деньги используют в явно предвыборных целях», – говорится в официальном обращении PSDE.

В общем, всем очевидно, что нынешним «проевропейским» правителям Молдовы, во что бы то ни стало, необходимо по итогам парламентских выборов удержаться у власти. Ведь терять членам группировки PAS, уж поверьте, есть что.

Служебное положение в личных целях.

Март-апрель в Молдове, как известно, время, когда высокопоставленные государственные чиновники подают декларации о доходах и имуществе. Конечно, принято, что считать чужие деньги – это дурной тон. И, всё-таки в бедной стране, где большинство жителей вынуждено отказывать себе в самом необходимом, без этого никак не обойтись. Тем более, что вся информация о материальном положении власть имущих находится в открытом доступе. Вот и мы сейчас возьмём несколько крупных молдавских руководителей, работающих в разных областях общественной жизни, и заглянем в их карманы.

Начнём, пожалуй, с председателя Конституционного суда РМ, который утверждает результаты прошедших выборов и, несмотря на протесты оппозиции, закрывает глаза на многочисленные нарушения, допущенные властями в ходе электоральных процессов. Итак, доходы главы Конституционного суда в 2024 году составили более 1,6 миллионов леев. Из них 1 миллион 100 тысяч леев (то есть, около 100 тысяч леев в месяц) Dominica Manole получила в качестве зарплаты, а почти полмиллиона – в виде пенсии. Такие выплаты позволили судье подарить в прошлом году мужу кроссовер Lexus NX 350 H стоимостью свыше 40 тысяч евро.

Однако благосостояние конституционной судьи выглядят довольно бледно рядом с тем, что удалось в 2024 году заработать руководителю Национального банка Молдовы (BNM). Годовой оклад, который получила Anca Dragu, составил более 2,5 миллионов леев, то есть 212 тысяч леев в месяц. Такие доходы позволяют главной молдавской банкирше и её супругу – директору двух румынских компаний – вести вполне роскошную жизнь. В собственности у преуспевающей четы числится 8 квартир, два земельных участка и дом площадью 109 квадратных метра. У супругов также открыто 25 банковских счетов в Молдове, Румынии и Бельгии.

Возможно, что Anca Dragu – гений в финансово-банковской сфере и заслуживает такой гигантской (во всяком случае, по молдавской и румынской меркам) зарплаты. Однако с такой гипотезой в корне не согласен бывший премьер-министр Румынии Victor Ponta. Политик и член Палаты депутатов Румынии убеждён, что молдавские власти доверили румынке A. Dragu ключевой экономический пост не из-за её заслуг, а исключительно за связь с западным «Фондом Сороса»: «Не только госпожа Dragu, но и несколько других румын приехали в Кишинёв не на основании профессиональных качеств, в связи с принадлежностью к сети, которую мы в Румынии называем «Соросистской». Эта сеть подготовила некоторых людей, которых сейчас переводят из Бухареста в Кишинёв. Я не думаю, что это хорошо для Молдовы. Да, мы избавляемся от представителей «Соросистской сети» в Бухаресте, но мы наносим вред Молдове, отправляя их сюда».

Весьма серьёзно затронула коррупция и такую ключевую, особенно сейчас, сферу, как международные отношения. Правда, сам министр иностранных дел РМ Mihai Popşoi в больших коррупционных скандалах не отметился. Его министерская зарплата за прошлый год в 520 тысяч леев выглядит весьма скромно на фоне заработков конституционной судьи и национальной банкирши. Молдавские журналисты смогли обнаружить у главы внешнеполитического ведомства лишь одну незадекларированную базу отдыха на берегу Днестра, стоимость которой оценивается «всего» в 60 тысяч евро. Видимо, Mihai Popşoi относится к так называемым «умеренно коррумпированным» государственным служащим, как сам он в начале апреля этого года высказался о судьях Молдовы на телеканале НАТО «Atlantic Council TV».

Зато его подчинённый – посол Молдовы в США Viorel Ursu – стал объектом пристального внимания молдавской общественности. И дело не только в том, что посланник в Вашингтоне – первый дипломат в истории Молдовы, который является открытым гомосексуалистом.

Самое интересное в «деле» V. Ursu – это его задекларированное имущество. Итак, на счетах посла Молдовы в США и его «супруга» числится 219 тысяч долларов, свыше 617 тысяч фунтов стерлингов, около 100 тысяч евро и примерно 360 тысяч молдавских леев. Кроме того, Viorel Ursu владеет пятью квартирами, в том числе одной в Лондоне стоимостью 780 тысяч фунтов и одной в Брюсселе ценой в 220 тысяч евро. Также в 2024 году посол, кроме официальной зарплаты получил из бюджета Молдовы 46 тысяч долларов в качестве «компенсации за исполнение своих обязанностей».

«Хочу задать вопрос: за какие такие заслуги ему выплатили эти компенсации? Ещё хочу спросить, что нужно научиться делать, чтобы зарабатывать сотни тысяч «иностранных денег», стать владельцем огромного количества квартир в городах Европы, и при этом «загорать» на должности посла в Соединённых Штатах от государства, где пенсионеры получают по пару тысяч леев пенсии», – недоумевает политический обозреватель Виктор Мараховский.

Можно, конечно, предположить, что современные молдавские руководители – люди в высшей степени достойные, выдающиеся и даже гениальные. Что они вполне достойны тех зарплат и того имущества, которое имеют. Но в том то и дело, что доходы, квартиры, виллы и банковские счета – это результат не упорного труда правителей Молдовы, а исключительно служебного положения, которым они пользуются. Ведь именно власть имущие и издают законы, регламенты и положения, согласно которым и получают огромные дивиденды. А использование служебного положения в личных целях – это один из главных признаков коррумпированности. Как и кумовство – продвижение родственников по карьерной лестнице.

Ярким примером данного вида коррумпированности является премьер-министр РМ Dorin Recean. Согласно декларации о доходах семья главы молдавского Кабинета министров в 2024 году заработала около 7 миллионов леев. При этом, львиную долю (5 миллионов 200 тысяч леев) в семейный бюджет принесла супруга чиновника – Stella Recean, которая занимает руководящую должность в крупнейшем банке Молдовы «Maib». И, хотя формально данное финансовое учреждение не относится к государственным структурам, однако находится оно на особом, привилегированном положении, получая от молдавского Правительства массу преференций.

В общем, нет ничего удивительного в том, что элитарная семья Recean каждый день получает по 20 тысяч леев. «Как так? Пять тысяч работников государственного предприятия «Железная дорога Молдовы» больше полугода не получают зарплату. Они уже готовы в тюрьму сесть, чтобы хоть как-то прокормиться. А тут такие доходы и зарплаты», – возмущается В. Мараховский.

Коррупционеры в законе (Вместо заключения).

Но, всё вышеописанное – ещё «цветочки». Скоро Молдова превратится в настоящий «малинник» для коррупционеров. И в этом можно не сомневаться, поскольку «проевропейские» власти распорядились считать, что борьба с коррупцией в стране успешно завершена, а значит, и в борьбе с коррупционерами больше нет нужды.

Законодательно это выразилось в принятии Парламентом РМ в июне 2024 года поправок к Уголовному кодексу, согласно которым коррупцию в Молдове перевели из категории «особо тяжких преступлений» в категорию «тяжких преступлений». В результате максимальный срок заключения за коррупцию для чиновников сократили с 15 до 3 лет тюрьмы. Срок же давности для таких преступлений снизили с 20 до 5 лет.

То есть, если за 5 лет с начала расследования суду не удастся доказать виновность сотрудника министерства или работника парламента, то тюрьма ему вообще не грозит. Между прочим, только в прошлом году данной поправкой воспользовались 98 молдавских чиновников, избежавших наказание.

Более того, статья 312 УК («Злоупотребление служебным положением»), статья 313 УК («Превышение служебных обязанностей») и статья 312/2 («Халатность при исполнении служебных обязанностей») больше вообще не являются преступлениями, а рассматриваются, как «проступки», срок давности по которым составляет 18 месяцев!

Таким образом, наносящие государству схемы с государственными закупками вакцин, газа или электроэнергии или распределённые за взятки инфраструктурные контракты нынче, по сути, декриминализированы.

«Чиновникам и высокопоставленным лицам теперь точно не грозит ни тюрьма, ни даже серьёзный штраф. А после небольшого перерыва они могут беспрепятственно вернуться к расточительной деятельности по обворовыванию граждан Молдовы», – говорит бывший заместитель директора Национального антикоррупционного центра Cristina Ciubotaru.

Далее. 20 февраля 2025 года Парламент РМ принял в первом чтении законопроект об объединении Антикоррупционной прокуратуры и Прокуратуры по борьбе с организованной преступностью и особым делам. Это означает ликвидацию структуры специально созданной в 2003 году для борьбы с коррупцией.

«Сегодня нет воровства, сговора, всяческих уловок и схем, которые проворачивались, когда была создана Антикоррупционная прокуратура. Сегодня есть Правительство, которое нельзя обвинить в повсеместной коррупции», – заявил один из инициаторов ликвидации Антикоррупционной прокуратуры, член парламентской комиссии по национальной безопасности, обороне и общественному порядку и, конечно же, член правящей партии PAS Adrian Cheptonar.

В общем, все счастливы. Занавес!

Популярные статьи

Популярные статьи