03.10.2025
По заявлению Министерства обороны РМ цель новой стратегии заключается в преобразовании вооруженных сил в «современный, профессиональный и хорошо оснащенный военный институт», способный защищать суверенитет, независимость и территориальную целостность страны.
Главной угрозой в документе названа продолжающаяся военная агрессия РФ против Украины и возможное расширение боевых действий на территорию Молдовы.
«С географической точки зрения Молдова занимает стратегически важное положение. Страна находится рядом с Украиной, на пересечении восточных границ ЕС и НАТО с зоной влияния, воспринимаемой как российская. Эта сложная геополитическая ситуация порождает основные угрозы и военные риски для страны, подвергая ее как внешнему давлению, так и внутренним уязвимостям безопасности», — говорится в Стратегии.
Среди других угроз, обозначенных в документе, значатся российское военное присутствие в приднестровском регионе, усиление информационных и кибератак, нелегальное распространение оружия и военных технологий.
Военная стратегия на ближайшие 10 лет ставит следующие цели:
— модернизация военных возможностей вооруженных сил;
— обеспечение способности выполнения оборонных миссий и развитие системы мобилизации;
— интеграция в систему безопасности и обороны Европейского Союза;
— повышение эффективности сотрудничества с внешними партнерами, развитие стратегических партнерств;
— увеличение вклада вооруженных сил в международные миссии.
Для реализации этих целей министерство обороны разработало план конкретных действий. Ведомство намерено улучшить нормативную базу, модернизировать процесс военного обучения, развить инфраструктуру, а также оснастить армию современным оборудованием при поддержке внешних партнеров. Также планируют улучшить кадровую политику, усовершенствовать отбор военнослужащих по контракту, оптимизировать систему управления человеческими ресурсами и повысить привлекательность военной службы.
Военная стратегия ставит целью увеличить к 2030 году расходы на оборону до 1% ВВП. В документе указано, что бюджет Министерства обороны должен обеспечить минимальную зарплату в вооруженных силах на уровне средней по экономике.
В этой связи стоит отметить, что на саммите НАТО, состоявшемся в Гааге летом этого года, союзники по Североатлантическому альянсу приняли обязательство к 2035 году ежегодно выделять 5% ВВП на оборонные расходы. В настоящее время на вооружённые силы страны НАТО тратят не менее 2% ВВП.
«Каждый раз, когда мы говорим об инвестициях в оборону Молдовы, в Национальную армию, раздаются истеричные голоса, которые против этого. Они держали армию в нищете и хаосе все эти десятилетия. Они хвалят Кремль, но забывают сказать, что Кремль тратит на войны 7% ВВП и 32% бюджета», — заявил премьер-министр РМ Dorin Recean.
В свою очередь, экс – президент РМ и лидер Партии социалистов Igor Dodon раскритиковал принятую Правительством РМ Военную стратегию на 2025-35 гг.
«Вместо реальных реформ в здравоохранении, образовании и сельском хозяйстве нейтральная Молдова получает военные стратегии на десятилетие вперед. Кому и зачем это выгодно?» — написал он в Telegram.
Напомним, что накануне парламентских выборов в Молдове, которые состоялись 28 сентября, представители правящей партии PAS и президент страны Maia Sandu регулярно заявляли, что в случае победы пророссийских сил Молдова станет плацдармом для наступления на Одессу, а молдавская молодёжь превратиться в пушечное мясо для РФ.
Ранее мы также сообщали о распространённом в июле этого года российской Службой внешней разведки (СВР) заявлении о том, что НАТО интенсивно готовит Молдову к вовлечению в военный конфликт с Российской Федерацией. По данным СВР, именно с этой целью в Молдове реализуют инфраструктурные проекты, и происходит подключение транспортной системы к европейской. При этом, как утверждало СВР, в случае прямого конфликта между Североатлантическим альянсом и Российской Федерацией, основной удар примут на себя сами молдаване, которые станут пушечным мясом, что нисколько не смущает молдавское руководство. «Режим Майи Санду готов выполнять любые требования Брюсселя, лишь бы не потерять доступ к финансовым потокам», — резюмировало тогда СВР.