Мы растём!
Ещё в январе 2023 г. издание «Sputnik.Молдова», директора которого не так давно выслали из нашей страны, сообщало, что за год доля госдолга в ВВП выросла на 2,1% и это новый исторический максимум – предыдущий был зафиксирован всего парой месяцев ранее, в ноябре 2022 г., и составил 90,7 млрд леев.
Не улучшают ситуацию и бесконечные финансовые вливания от внешних партнёров, лишь малая часть которых носит безвозмездный характер. Только за 2022 год внешний госдолг Молдовы вырос на 35,3%.

Ряд экономистов, однако, не считает эти тенденции опасными. «Соотношение долга к ВВП в Молдове составляет 36,1%, что практически в два раза меньше потолка в 60-70%, считающегося опасным или неустойчивым для развивающейся страны», — комментирует ситуацию эксперт по общественным финансам сообщества WatchDog.MD Марин Господиренко.
«Есть два основных показателя: доля госдолга в ВВП. Она не должна превышать 60% ВВП. Это не первый такой кризис, аналогичная ситуация с госдолгом была в 2020 году. И госдолг у нас небольшой, по сравнению с некоторыми европейскими странами, где он составляет до 88%», – считает глава минфина Вероника Сирецяну.
Однако представители оппозиции считают, что причины напускного оптимизма – замалчивание реальной ситуации. «Молчат об увеличении государственного долга и удвоении стоимости обслуживания государственного долга, или как молчат о 2,4-кратном увеличении дефицита текущего госдолга за два года – «успехи», которых не было», – уверен председатель ЛДПМ Влад Филат.
Ещё более категоричен опальный политик Илан Шор. «Внутренний и внешний долг Молдовы составил 100 млрд леев. До прихода к власти этих бандитов во главе с Санду он составлял 50 млрд леев. И пока народ утопает в нищете, правительство выделило 2,5 млрд леев в качестве процентов по кредитам Запада. Потому что Запад благотворительностью не занимается», – заявил Шор в эфире размещенной в соцсетях программы «ШОР.Live».
Как это было у других?
Молдова сейчас занимает 7 место в топ-10 государств Европы с наименьшей долей госдолга в ВВП.
Однако Сергей Банарь уверен – это недолгое затишье. «Рост совокупного государственного долга республики Молдова до 100 млрд леев говорит о том, что ситуация полностью вышла из-под контроля, никто не понимает, что с этой ситуацией делать», — заявил экономист.
Мировыми лидерами по госдолгу являются Сингапур, США и Япония. По доле в ВВП Топ-3 выглядит иначе: Япония (250% от ВВП), Греция, Ливан.

Отношения между США и Японией требуют отдельной статьи. В Греции несколько лет назад было введено внешнее финансовое управление и страна фактически осталась без возможности самостоятельно управлять своими финансовыми активами и экономикой в целом.
Ливан 3 года назад отказался от обязательных платежей – почти половина государственных доходов уходила на оплату госдолга. «Вместо реформирования экономики накапливались долги, что породило масштабную коррупцию. Существующая банковская система позволяла получать прибыль незначительному меньшинству, в то время как 40% граждан оказались за чертой бедности», – комментировал председатель только что назначенного тогда правительства Хасан Диаб.
Страна стоит перед непростым выбором – продолжать занимать у МВФ или заблокировать иностранные деньги внутри государства. Последнее чревато разбирательствами в международных судах и последующим изъятием собственности, которая была залогом кредитов, вплоть до инфраструктурных и государственных предприятий.
Трудный выбор
Наша страна пока идёт по греческому пути – набирая всё больше кредитов от МВФ. Помогают Молдове и безвозмездно – тот же USAID постоянно перечисляет немалые суммы на поддержку национальной экономики.
Но вопрос чем отдавать уже довольно остро стоит перед руководством Молдовы и правящей партией PAS. При том, что на носу выборы трёх уровней, которые PAS намерена выиграть, как и предыдущие.

И вопрос даже не в том, какой международной напряженностью может грозить растущий госдолг. Более половины населения страны старше либо близко к пенсионному возрасту, а по последнему исследованию, подтверждённому минтрудом, 2/3 молодёжи не готово работать за те зарплаты, которые предлагаются в нашей стране. То есть растить экономику, которая должна бы покрыть растущие кредиты, просто некому.
«Покупательная способность населения сокращается в геометрической прогрессии. Мы наблюдаем новую волну оттока населения. Мы на сегодняшний момент с вами видим то, как страна и государство превращается в территорию, которая является экономически зависимой, финансово зависимой, политически зависимой и даже идеологически зависимой от так называемых внешних партнеров», – считает Сергей Банарь.
То есть при таком раскладе PAS может и выиграть следующие парламентские и президентские выборы, но решать это будут уже не политики внутри страны, а те, кто спонсирует все основные социальные программы – МВФ и Евросоюз.



